Задача про структуру арифметической задачи
Задача про структуру арифметической задачи
Группа: подготовительная
Тема: «Структура арифметической задачи»
Цель: познакомиться со структурой простой арифметической задачи
Задачи:
Образовательные:
понять структуру арифметической задачи, знать что такое условие, вопрос, ответ в задачи
уметь решать примеры в пределах 10
Развивающие:
проявлять смекалку, сообразительность, быть внимательным, логически мыслить
Воспитательные:
желание заниматься и узнавать новое, иметь интерес к математике, быть дружелюбным
Планируемые результаты:
Дети усвоили структуру арифметической задачи, понимают и умеют выделять в задачи условие, вопрос, ответ, умеют составлять и решать арифметические задачи в пределах 10. Умеют аргументировать свои ответы.
Оборудование: флажки, цветы, набор бусин на каждого ребенка.
Словарная работа: условие, вопрос, структура задачи, сколько.
Задачи по этапам
2.1 Организационный этап:
1. Организовывать детей.
2. Создать интерес к дальнейшей деятельности.
Основной этап
2.2.Этап постановки проблемы
1.Обозначить проблему.
2.3.Этап восприятия материала
1. Познакомить детей со структурой простой арифметической задачи
2. Формировать вычислительные навыки
3. Развивать внимание, логическое мышление, речь, умение аргументировать свои высказывания.
2.3. Этап практического решения проблемы
1. учить составлять и решать арифметические задачи
2. закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
3. развивать внимание, память, логическое внимание.
4. воспитывать интерес к познанию
3. Заключительный этап
1. Подвести итог.
2. Провести рефлексивный анализ деятельности.
3. Оценить деятельность детей.
Деятельность педагога
Организационно-мотивационный этап
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.
Плюсы и минусы, знаки деления,
Равенства знаки и умножения,
Всяких примеров, задач задается.
Как же наука такая зовется?
Дети: математика.
Нам пришла срочная телеграмма от лесных зверей. «Мы очень хотим учиться в школе, но многого не знаем, например, из каких частей состоит задача. Расскажите нам, пожалуйста!»
Проблемный этап
А вам нравится наука математика? А что вам нравится в математике? А математика – это сложная наука?
Вы готовы помочь лесным зверям?
Тогда давайте мы с вами разберёмся что такое задача из каких частей она состоит
Для начала мы с вами немного разомнёмся
Игра «Лишнее».
- Понедельник, вторник, среда, пятница, утро.
- Март, апрель, неделя, май июнь.
- Лето, осень, зима, воскресенье.
- Утро, вечер, ночь, день, месяц.
- Секунда, минута, день, час.
2.2 Этап восприятия материала
Вы научились складывать и вычитать числа. Эго очень важное умение. Оно поможет вам разобраться в том, чем сейчас будем заниматься.
(Просит двух детей выйти вперед. Передает три флажка одному мальчику и один флажок другому)
- У Кости было три флажка. (Указывает на Костю и на то, что он держит в руке)
Саша отдал Косте еще один флажок. (Просит мальчика проделать это) Сколько флажков стало у Кости? Можете ответить на этот вопрос?»
Педагог. Вы быстро сообразили, как ответить на мой вопрос. Вы решили первую задачу. Мальчики показали нам задачу, а я ее рассказала. Кто может повторить задачу? (Дети повторяют задачу).
Педагог. Предлагает двум детям выйти к доске. Одному ребенку дает два цветка, другому — один цветок.
Педагог. Что я сейчас сделала? Кто сможет про это рассказать? (дали Оле два цветка, а Вове — один цветок).
Педагог. Что можно узнать из этой задачи? (Сколько цветков дали детям)
(Иногда дети сразу же подводят итог тому, что было продемонстрировано, и говорят: «Вы дали три цветка», т. е. сразу решают задачу и сообщают ответ. Это типичная ситуация. Необходимо фиксировать внимание детей на отдельных структурных компонентах задачи, четко выделяя каждый.)
Педагог. Мы с вами придумали новую задачу. Давайте ее расскажем еще раз. (Дети вместе с педагогом повторяют задачу)
Педагог. В каждой задаче есть условие и вопрос. Условие — это то, что в задаче известно. Что в нашей задаче известно? (Оли дали два цветка)
Педагог. Правильно. Что еще известно? (Что Вове дали еще один цветок).
Педагог. Правильно. Это — условие задачи. Известно, что Оле дали два цветка, а Вове — один цветок. Эта часть задачи называется условием.
Педагог. Теперь давайте разберемся с вопросом. Назовите только вопрос нашей задачи (Дети повторяют вопрос).
Педагог. Вопрос всегда соответствует задаче, вытекает из нее. Можно поставить несколько вопросов, но только один из них направляет нас на действия с числами, известными в задаче (сложение или вычитание). Такой вопрос поможет решить задачу. Его надо поставить правильно. Чаще всего вопрос начинается со слова «сколько».
Послушайте несколько вопросов к нашей задаче и скажите, есть ли среди них подходящий: дети поставят цветы в вазу? Цветы нужны для украшения группы? Сколько цветов дали Оле? Сколько дней цветы простоят в вазе? Сколько цветов у детей?
Педагог выслушивает рассуждения детей, их обоснование непригодности каждого из вопросов. Все вместе выбирают вопрос.
Рассказывают задачу полностью еще раз.
Педагог. Теперь разобрались во всем: узнали, что такое задача, что такое условие, какой вопрос необходим для задачи. (Отдельно повторить каждый компонент). Осталось только решить задачу.
Педагог. Дети готовы дать ответ. Воспитатель выслушивает их, а затем говорит: «Решить задачу — значит найти ответ. Как будем решать задачу? Как найти ответ: сколько цветов стало у детей?»
Все вместе формулируют решение: к двум цветкам прибавить один цветок, получится три цветка.
Педагог. Ответ нашей задачи: у детей стало три цветка (отдельно повторить ответ задачи полностью).
Педагог. Задача состоит из условия и вопроса. Условие – это то, что известно в задачи. Вопрос – это то, что надо найди. Решить задачу – это значит ответить на вопрос.
Педагог. Давайте с вами немного отдохнем (педагог проводит физкультминутку).
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем.
А потом их тянем вверх,
Отдохнет спина у всех.
Дружно прыгаем прыг – скок
Кто достанет потолок?
А теперь ходьба на месте
Громко топаем все вместе.
И на место снова сели
Принимаемся за дело.
2.3. Этап практического решения проблемы
Давайте решим ещё одну задачу. Я буду её вам рассказывать , а вы выполнять то, о чём говориться в задаче. Давайте решим следующую задачу. На нитку надели 2 синие бусины (дети выкладывают у себя на столе), потом надели еще одну красную бусину (дети выкладывают у себя на столе). Сколько бусин стало на нитке.
Педагог. Какое условие в задаче (На нитку надели 2 синие бусины, потом надели еще одну красную бусину).
Педагог. Какой вопрос задачи (Сколько бусин стало на нитке).
Педагог. Решите задачу (значит ответить на вопрос).
Педагог. Сейчас я расскажу еще одну задачу.
На нитку надели 2 синие бусины (дети выкладывают у себя на столе), потом надели еще несколько бусин. (дети выкладывают у себя на столе). Сколько бусин стало на нитке?
Педагог. Можно решить задачу? Если дети утверждают, что задачу решить можно, попросить их рассказать, как это сделать. Скорее всего, дети подставляют недостающее число. Тогда воспитатель вновь произносит задачу с неполным условием и спрашивает, что говорится в задаче о том, сколько бусин надели. Этот прием позволяет детям увидеть свое невнимание.
Педагог. Итак, задачу решить нельзя, потому что неизвестно, сколько бусин надели потом. Только одно число в задаче. Когда известно одно число, такое условие называется неполным.
Педагог. Запомните, что решить задачу возможно только тогда, когда в ней есть не менее двух чисел и вопрос.
3. Заключительный этап
Сегодня мы познакомились с задачей.
Из чего состоит задача? (условие и вопрос)
Что такое условие?
Что такое неполное условие?
Что такое вопрос?
Что значит решить задачу?